Михаил Гершкович: Ключевое понятие - сиcтема!

5 мар 2012

Представляем вашему вниманию авторскую колонку руководителя ООТФ Михаила Гершковича, которая вышла в очередном номер журнала "Футбол: трибуна тренера".

Академии тренерского мастерства, только-только начавшей свою работу, внимания сегодня уделяется более чем достаточно. В том числе критически направленного внимания, инициированного ООТФ. Однако нужно понимать, что Академия, при всей ее несомненной актуальности, – лишь вершина пирамиды, а спектр проблем, имеющих прямое отношение к образовательному процессу, куда шире и глубже.

Цена вопроса очень высока. В сущности, у вопроса этого цены и вовсе нет, поскольку речь идет о будущем российского футбола, а будущее не ограничивается 2018 годом, на котором так удобно концентрировать внимание. Всесторонне продуманная, основанная на практическом опыте, пользующаяся поддержкой государства система профессионального футбольного образования, – тот самый фундамент, без которого о больших победах бессмысленно и мечтать. Не припомню ни одного собрания, ни одной встречи членов нашего объединения – неважно, в официальном формате или на уровне дружеского общения, - на которой не обсуждался бы этот вопрос. И ни один наш разговор с президентом РФС без него не обошелся.
В конструкции «система профессионального футбольного образования» ключевым является слово «система». Но изобретать велосипед в данном случае не нужно – нужно только вернуть то хорошее, что утеряли мы в эпоху безвременья, поскольку процесс подготовки тренеров находился в СССР на очень высоком уровне, и учесть основные современные тенденции. Так вот, фундаментом этой системы должны стать кафедры футбола, ориентированные на качественную базовую подготовку (категории С и D, позволяющие трудиться в детско-юношеском футболе). В доперестроечные времена в стране продуктивно работали 9 кафедр, не считая более широких профильных направлений (кафедры спортивных игр, футбола и хоккея, как в подмосковной Малаховке, педагогические институты), которые тоже готовили тренеров. Возрождать кафедры футбола совершенно необходимо, хотя уже сейчас понятно, насколько остро стоит вопрос дефицита преподавательских кадров. Эта проблема была актуальна и в те времена, когда высшее образование получало мое поколение: преподаватели с нами работали замечательные, но даже тогда была очевидна их нехватка. Сегодня положение куда тяжелее: кафедр футбола мало, но и для тех, что работают, преподавателей найти сложно. Двуединая задача, связанная с восстановлением профильных кафедр на местах и оснащением их качественным преподавательским составом, – первое, базовое звено системы, о внедрении которой идет речь. Кстати говоря, «Учить учителей» - именно так был сформулирован один из фундаментальных постулатов, с которыми два года назад выходил на предвыборную борьбу Сергей Фурсенко. «Объединение отечественных тренеров» тогда очень серьезно его поддержало, понимая, что развитие футбола в стране во многом тормозит именно дефицит преподавательских кадров.
До недавнего времени основным центром профессионального образования и лицензирования являлась в России Высшая школа тренеров. Сегодня, в связи с образованием Академии тренерского мастерства, ее функции несколько перепрофилированы: ВШТ обучает специалистов на категории В и С, то есть обеспечивает продолжение процесса, являясь как бы промежуточным звеном между базовым образованием и высшим. При этом для специалистов очевидно, что сессионная форма обучения в ВШТ гораздо менее эффективна, чем очная, применявшаяся в советские времена. Два года учебы тогда очень дорого стоили – как в прямом смысле, так и в переносном. Но проживание и вполне приличную стипендию гарантировало слушателям государство, а качество знаний – великолепный педагогический состав и серьезные методики, признанные мировым футбольным сообществом. За два года люди проходили все стадии обучения, которые сегодня венчаются лицензией Pro.
Переход на очное обучение в ВШТ (кстати, определение «высшая» в связи с появлением Академии логично либо убрать вообще, либо заменить на более точно соответствующее новому статусу школы) – очень ответственное решение, и без внешней поддержки, без финансового участия государства, понимающего, о какой степени важности вопросах идет речь, уверенных шагов в правильном направлении сделать не получится. Сейчас речь о двухгодичном цикле, конечно, не идет, ибо время, нарушая все известные законы, уплотнилось, а технологические и информационные возможности и сравнить нельзя. К тому же прежняя идеологическая надстройка, отнимавшая у нас много времени, но считавшаяся обязательной – политэкономия, история КПСС, научный коммунизм, – сегодня не актуальна. Поэтому образовательный процесс в рамках ВШТ можно, очевидно, уложить в полгода очного обучения, сделав акцент на таких специальных предметах, как, например, психология, физиология, биохимия, биомеханика, педагогика. У тренера, планирующего серьезную карьеру, эти науки должны буквально от зубов отскакивать, ибо без узкоспециальных знаний ни профессиональную лицензию получить невозможно, ни, тем более, плодотворно работать в будущем.
Лицензионный же центр в рамках Академии тренерского мастерства (категории В, А и Pro), вокруг которой бушуют сегодня страсти, должен, по логике, только шлифовать уровень специальных знаний и обеспечивать слушателя практическим опытом. Ведь, помимо тренировочного процесса, жизнь любой команды сопровождает масса важнейших вещей. Принципы создания коллектива, управление им, взаимоотношения с клубным руководством, с прессой, с болельщиками – крайне необходимые знания, которые органично вписываются в понятие «тренерское мастерство».
Пару лет назад, когда о создании Академии еще и речи не шло, ООТФ устами Гаджи Гаджиева и Марка Годика озвучило идею о необходимости перехода от предметного образования к образованию проблемному. И когда ставился вопрос об организации нового центра лицензирования, мы эту форму обучения как раз в виду и имели. Базовые требования УЕФА, на которые ссылаются нынешние руководители Академии, никак не противоречат предлагаемым нами методикам, ибо ее рекомендации не ограничивают творческое начало, учитывающее местные особенности. УЕФА, в частности, настаивает на 240 учебных часах для соискателей категории Pro, задает магистральные направления, а в соотношении практики и теории рекомендует делать акцент именно на практику. Но УЕФА не тычет пальцем в каждую страницу учебного плана, угрожая жестокими карами. Стало быть, привезенные из-за рубежа методики (причем далеко не самые передовые) никак не могут считаться догмой в процессе обучения российских тренеров. Впрочем, член нашего объединения, президент «Алании» Валерий Газзаев, выступая на февральской Конференции РФС, уделил этому вопросу немало внимания, поэтому повторяться не буду.
Остановлюсь на другом моменте: здорово, что программой работы Академии учтено направление, в рамках которого лицензию А (в точной формулировке – продвинутую тренерскую квалификацию для подготовки элитных юношей) могут получать детские тренеры. Давно пора понять очень простую вещь: можно с утра до вечера всем миром совершенно искренне мечтать о будущих успехах российского футбола, но без глобальных адресных вложений в детско-юношеский футбол эти мечты пусты и бессмысленны. А детско-юношеский футбол начинается, конечно же, с личности тренера. И ведь это очень серьезная профессиональная прослойка – люди, которые изначально не связывают свои планы с большим футболом, а хотят работать именно в футболе детском. Возможно, именно этот вектор должен стать главным на данном этапе работы Академии. Ведь, трезво оценивая ситуацию, запрос на специалистов с лицензией Pro можно квалифицировать как минимальный, ибо он прямо зависит от количества профессиональных клубов в стране. Зато детских тренеров, в совершенстве владеющих профессией, всегда не хватает. Всегда и везде. Ежегодная потенциальная отдача – 75-100 квалифицированных специалистов в области детско-юношеского футбола при правильно организованном процессе (например, четыре потока, обучающихся по современным отечественным методикам на стационарной основе в течение трех месяцев) – это очень серьезно. Это реальный, выраженный в конкретных категориях вклад в будущее отечественного футбола.


Предыдущая новость Следующая новость Вернуться к списку

Новости

Вторник, 1 июля 2014
Виктор Булатов: Неудача сборной России в Бразилии меня не удивила

 Виктор Булатов: Неудача сборной России в Бразилии меня не удивила

Экс-полузащитник сборной России подвел итоги выступления нашей команды на чемпионате мира

Подробнее

Четверг, 24 декабря 2009
ООТФ выдвинуло Сергея Фурсенко на пост президента РФС

ООТФ выдвинуло Сергея Фурсенко на пост президента РФС

Сегодня состоялась встреча кандидата на пост президента РФС Сергея Фурсенко с членами Правления «Объединения отечественных тренеров по футболу».

Подробнее

Среда, 6 февраля 2013
Михаил Гершкович: Время "левых"

Михаил Гершкович: Время "левых"

Авторская колонка руководителя ООТФ в свежем номере журнала "Футбол:трибуна тренера"

Подробнее